Перейти к содержимому


Фотография

Славянский календарь - Кологод


  • Авторизуйтесь для ответа в теме
Сообщений в теме: 15

#1 Стриглава

Стриглава

    житель форума

  • Хранители
  • PipPipPipPip
  • 3 645 сообщений
  • Пол:Женщина
  • Откуда:Карелия

Отправлено 15 Март 2009 - 15:17

С этой темы мы открываем годичный цикл славянских праздников и знаменательных дат.
Даты приведены в соответствие с современной календарной системой.
Первая четверть Кологода

Январь - Сечень
1 января
День Ильи Муромца

Илья Муромец был родом из села Карачарова, что под Муромом. В то время здесь жили финно-угры, племя мурома (замечу, многие местные финно-угры по сию пору придерживаются веры предков, а соседи их — луговые марийцы — никогда не были христианами, сохранили жречество).
За то, что Илья Муромец был из племени мурома, говорит и его имя — искаженное финское Ильмаринен. Ильмаринен — это финский Перун, бог воин и кузнец, кователь. Впрочем, в этом селе могли жить и выходцы из Белогорья-Кавказа — карачаевцы. За свою непомерную силу, за ратные подвиги Илья Муромец, живший в XII в., почитался и славянами и финно-уграми воплощением Громовержца (финнами — Ильмаринена, славянами ведической веры — Перуна, либо Ильма, христианами — пророка Ильи).
В русских былинах об Илье Муромце образ богатыря слился с образом Перуна. В сущности, эти былины полностью сохранили тексты древних песен о Перуне. Рожденному в этот день вверяли люди вести суд честной и справедливый. "Коли первый день в году веселый (счастливый), то и год будет таков (и наоборот)".
В этот день гадают: очищают 12 луковиц от верхних чешуек, насыпают на каждую луковицу по кучке соли и кладут их на ночь на печь. На какой луковице за ночь соль повлажнеет, такой по счету месяц будет дождливый. Или вынимали из луковиц 12 чашечек, насыпали в них соль и ставили на окно в ночь под Новый год. Как влажнела соль или нет, тот месяц будет влажный, дождливый или сухой.
6 января
Турицы

Посвящены Туру - одному из древнейших почитаемых среди славян тотемных животных, в котором воплощается союз Велеса и Перуна во славу и процветание Рода славянского.

Сын Велеса и Макоши, Тур, как и греческий Пан, покровительствует пастухам, гуслярам и скоморохам, молодецкой удали, играм, плясам и веселью, а также рощам и зверью лесному. На Севере Тур предстает гордым оленем, а в таежных лесах сохатым. В этот день гадают на весь будущий год, так как праздник закрывает зимние святки. 12-ый день святок соответствует 12 месяцу года. Гадания происходят под вечер, с наступлением темноты. Собирают снег для отбеливания холстины. Снег, собранный в этот вечер, брошенный в колодец, может сохранить воду на весь год.

Славяне видели в празднике Тура древнейший обряд юношеских посвящений в мужчины, когда, воплощаясь волком, юноша должен был проявить охотничьи способности и воинскую отвагу и завалить своего первого тура. Древние славяне брали пример с этих грозных животных, которые не заботились о себе, чтобы защитить стадо. Они старались научить юное поколение нападать и обороняться, проявлять находчивость и стойкость, выносливость, храбрость, умение объединяться для отпора врагам, защищать слабых и находить слабое место у противника.

Много лет туры, дикие быки, служили людям как символ чести и храбрости. Из турьих рогов делали кубки и рожки, которые призывно трубили в воинских походах, а из особо крупных рогов делали даже луки. Но Турицы еще и пастуший праздник, в это время приглашает община себе пастуха на очередной сезон, договаривается с ним о работе, доверяя ему драгоценное стадо на длительное время. Пастух, слуга Велесов, ставит на общий стол хмельные напитки, а община - кушанья, и праздником отмечают свой сговор.

С этого момента принимает он заботу о стаде и здоровье его, а Тур помогает ему в этом деле, защищая молодых телков и готовящихся в феврале к отелу коров от всяких напастей и болезней.

12 января
День похищений

В тот день вспоминают о том, как в эпоху Купалы Велес похитил Диву-Додолу, супругу Перуна. Во время свадьбы Перуна и Дивы, Велес был отвергнут Дивой и свержен с неба. Однако потом он, как бог любовной страсти, сумел соблазнить богиню грозы, дочь Дыя. От их связи родился весенний бог Ярило.

Также в День Похищений вспоминают о том, как в эпоху Лады (Тельца) Кощей похитил у Дажьбога его супругу Марену. От связи Кощея и Марены родилась потом Снежная Царица, а также многие демоницы.

Дажьбог же отправился на поиски своей супруги. Он будет ее искать всю зиму, и потому морозы будут становиться все сильней, а вьюги заметут все вокруг.

В этот день кресеня почитали священный камень Алатырь (либо два камня Бога и Божиху: камни Велеса и Ясуни — Бури Яги).

18 января
Интра

Интра (Змиулан, Индрик-зверь, Вындрик) - сын Земун от Дыя (Ночное Небо), брат «Ящера», и его противник. Интра является богом источников, колодцев, змей и туч. Связь с водными стихиями указывает на его Навью природу. В ночь ведуны заговаривали трубы домов, через которые он проникал в дома. Интра - обитатель подземелья, и в преданиях славян сказано так: «Как Солнце на небе, так и Индра - в Нави»

В индийских ведах Интра - это демон, и царь-змей. На последнее указывает то, что Индерию населяют змеи, а сам Индра - муж Змеи Параскевы. По нашим ведам, Змиулан - победитель козла-Пана (сына Вия), по сути - своего двоюродного брата (т.к. Дый и Вий - братья).

В деяниях Интры есть и доблесть, и низость, и честные победы, и жестокость. Несмотря на то, что он муж демона-змеи, он сражается на одной стороне с Перуном. Больше всех он близок людям из «Воинского Триглава» (Перун-Интра-Волх). Если Перун - это чистая «воинская правда», Волх - чародейство, жестокость и темный гнев; то Интра - это Свет и Тьма, борьба противоположенностей. Интра, скачущий верхом на единороге - покровитель воинов, символ, олицетворяющий ратную доблесть и отвагу.

Чуткий Интра, услышь наш призыв!
Восприми наши ты воспеванья!
О, мы знаем тебя, ярый бык!
Победи врага, мощный Интра!
Сокруши мощь Виева племени!

21 января
Просинец

Просинец отмечают водосвятием. Славят сегодня Небесную Сваргу - Сонм всех Богов. «Про-сиять» - означает возрождение Солнца.
Середина Зимы - считается, что Холод начинает спадать и возращается по велению богов в Земли славян Солнечное тепло.
В этот день в ведических храмах вспоминают, как в древности Крышень дал огонь людям, погибавшим от холодов во время Великого Оледенения. Потом он пролил из небесной Сварги на Землю волшебную Сурью.
Сурья — мед, на травах бродивший!
Сурья — также и Солнце Красное!
Сурья — Вед понимание ясное!
Сурья — след Всевышнего Вышня!
Сурья — истина бога Крышня!
Излитая на Землю Сурья в этот день делает все воды целебными, потому верующие купаются в освященных водах. В годовом круге Перуновых празднеств этот день соответствует также победе Перуна над Скипером-зверем и купанию его сестер Живы, Марены и Лели в молочной реке. В этот день славяне купались в холодной речной воде и давали грандиозные пиры, в которых непременно должны были присутствовать молоко и молочные продукты.

28 января
Велесичи – День домового (Кудесы)

Кудесы - день угощения домового. Домовой-запечник, прибаутник, сверчковый заступник.

Если дедушка-суседушка на кудесы останется без гостинцев, то из доброго хранителя домашнего очага, он превратится в достаточно лютого духа. После ужина оставляют за печкой горшочек каши, обложенный горячими углями, чтобы каша не остыла до полночи, когда домовой придет ужинать. Название праздника - кудесы (бубны) - указывает на то, что наши предки общались с домовым или же просто веселились, услаждая слух музыкой:

«Дедушка-суседушка!
Кушай кашу, да избу храни нашу!»

В сей день почитается как сам Велес, так и его воинство. Рассказывается о происхождении велесичей, небесных воинов Велеса. Обычно велесичей почитают детьми Велеса, Сварожичами, которые подчинились Велесу - главе небесных воинств. Но есть среди них и те, которые сошли с небес на Землю и поселились между людьми: это древние богатыри: волотоманы, асилки, духи пращуров, а также духи лесов, полей, вод и гор. Те из них, кто попал в лес – стал лешим, кто в воду – водяным, кто в поле – полевым, а кто в дом – домовым.

Домовой – дух добрый. Обычно он – рачительный хозяин, помогающий дружной семье. Иногда вредничает, шалит, если ему что не по нраву. Он пугает тех, кто не заботится о домашнем хозяйстве и скоте. В этот день домового кормят кашей, оставляя ее на загнетке. Приговаривают:

«Хозяин-батюшка, прими нашу кашу!
И ешь пироги — наш дом береги!».

Февраль – Лютень
1 февраля
Громница

Громница – единственный день зимой, когда может приключиться гроза - можно услышать гром и увидеть молнии. Поэтому сербы его зовут «Свjетло».

Посвящается жене Перуна Додоле-Маланьице (Молнии) - богине молнии и кормления детей.

Громница напоминает в разгар зимы нам о том, что даже среди самых страшных бедствий может быть лучик света - как ярая молния посреди лютой зимы. Всегда остается надежда. Славяне чествовали Маланьицу за то, что она даёт им надежду на скорейшую весну.

«Ой Додола-Додолюшка,
Перуница светлая!
Муж твой в походе,
Правь воеводит;
Дива в лесах,
Крышень - в небесах.
Сойди к славянам
Молнией рьяной!
У нас вдоволь хлеба –
Сойди к нам с неба!
У нас вдоволь соли –
Не лиши нас доли!
Сойди громливо,
Сойди счастливо,
Сойди красиво –
Честным людям на диво!
Додола славна,
На надежду дана!»

Какова погода первого числа - таков и весь февраль. Ясный, солнечный день - ранняя весна.

На Громницу капель - в весну раннюю верь, если метель разгуляется - долго будет погода метельная, до конца месяца.

11 февраля – Велесов день
Вся природа в ледяном сне. И только одинокий Велес Коровин, наигрывая в свою волшебную дудочку, ходит по городам и весям, не давая загрустить людям. Злится Марена-зима на Велеса, напуская на него лютый мороз, а на скотину «коровью смерть», но одолеть, не может. Поселяне в этот день кропят скотину водой, приговаривая:

«Велес, скотий бог!
Дай счастья на гладких телушек
На толстых бычков
Чтоб со двора шли - играли
А с поля шли - скакали»

Молодицы в этот день пьют крепкий мед, чтобы «коровы были ласковы», а затем бьют своих мужей днищем (доской для прядения льна), чтобы «волы были послушные». В этот день в требу приносится коровье масло.

После зачина женщины совершают обряд опахивания для отгона «коровьей смерти». Для этого выбирается повещалка, которая повещает по всем домам: «Пора унять лихость коровью!». Женщины омывают руки водой и утирают их рушником, который носит повещалка. Затем повещалка приказывает мужскому полу «не выходить из избы ради беды великия». Повещалка с воплем: «Ай! Ай!» бьет в сковороду и выходит из села. За ней идут женщины с ухватами, помелками, серпами и дубинами. Повещалка, сбросив с себя рубаху, произносит с неистовством клятву на «коровью смерть». Повещалке одевают хомут, подвозят соху и запрягают. Затем, с зажженными лучинами трижды опахивают селение (капище) «межеводной» бороздой. Женщины следуют за повещалкой на помелах в одних рубашках с распущенными волосами.

Горе тому, кто во время шествия попадется навстречу, будь то животное или человек. Его бьют палками без пощады, предполагая, что в его образе скрывается «коровья смерть». Когда-то в старину, попавшихся навстречу убивали насмерть. Иных женщин заподозренных в злом умысле, завязывали в мешок с кошкой и петухом, а затем зарывали в землю или топили.

По окончании шествия - обрядовый бой Велеса и Марены. Под подбадривающий крик собравшихся: «Велес, сшиби рог с зимы!», ряженый, одетый Велесом (турья личина, шкура, копье), сшибает «рог с Марены». Затем начинается пир (запрещено употреблять говядину) и игрища.

16 февраля – Починки
Следуя поговорке «Готовь сани летом, а телегу зимой», хозяева сразу после Сретенья с утра пораньше принимались за ремонт сельскохозяйственного инвентаря, называя этот февральский день «Починками».

Расчиная Починки, крестьяне помнили: чем раньше примешься за хозяйство - тем больше весне угодишь. Тянуть с починками до настоящих теплых дней не пристало настоящему хозяину. Открывая сарайки, прикидывали крестьяне: за какую работу надо вперед взяться?

Работали дружно, всей семьей, находя посильное дело и малым и старым: «В Починки Дед встает чуть свет – чинит сбрую летнюю да соху столетнюю». Отремонтированную упряжь не без гордости вывешивали на видном месте – мы, мол, к пахоте и севу готовы. Да и хозяйки в это время без дела не сидели: готовили, стирали, перебирали вещи в сундуках.

Существует ошибочное мнение, причем упоминаемое именно в Починки, что Домовой в ночь тревожит лошадей и может загнать их насмерть. Домовой хорошему хозяину помощник, а никак не враг, а иначе для чего бы Домового в новый дом из старого переносили в совочке с углем от старой печи. Домовой – оберег для дома и никак не нечистая сила!

18 февраля – Троян Зимний
Этот день наши предки считали днем Воинской славы, когда много русских воинов пали от Римских воинов в придунайской области, у Трояного Вала (скорее всего оборонительная насыпь, но возможно на это месте был воздвигнут небольшой форпост, этимология названия не высянено до сих пор). Воины те бились не сложив оружия и не показав спины. Этот праздник известен также под названиями: «Стрибожьи внуки», «поминовение падших у Троянова Вала».

К сожалению, на сегодня много не выяснено из истории героического подвига у Трояного Вала, в том числе точной даты (около 101 года нашей эры) и других подробностей. Этот эпизод в истории Древней Руси четко упоминается в Велесовой книге и восхваляется в «Слове о полку Игореве»:

«То ведь римляне нам завидовали и замыслили зло на нас - пришли со своими возами и железными бронями и ударили на нас, а поэтому долго отбивались от них и отбросили их от земли нашей; а римляне, видя, что мы крепко защищаем свою жизнь, оставили нас» (Велесова книга)...

«И они на прямом пути к тризне полегли, и Стрибоговы внуки пляшут над ними, и плачут о них осенью, а студеной зимой о них причитают. И голуби дивные так говорят, что погибли они славно и оставили земли свои не врагам, а своим сыновьям. И так мы потомки их, и не лишимся мы земли» (Велесова книга)...

Древние воины-славяне думали о потомках и о Величии Земель русских - не испугались они смерти, а вступили в бой, даже не допуская мыслей о предательстве, отступлении или сдаче врагам. Так будем же достойными жизней наших предков, издревле у славян было принято в этот день тоже совершить что-то героическое, опасное, полезное для Родины или семьи и помянуть за столом отважных воинов.

29 февраля
День Кащея – Чернобога

В этот день чествуется самое злое божество славянского пантеона - известный нам ещё по детским сказкам, Кащей или Чернобог (черный Змей, Кощей) - Повелитель Нави, Тьмы и Пекельного царства. Бог холода, уничтожения, смерти, зла; Бог безумия и воплощения всего плохого и черного. Славяне делят весь мир на две половины: добрую и злую или дружественную и враждебную человеку. Каждую из них олицетворяет свой бог. Враждебную олицетворяет Чернобог.
Кащей изображается в виде человекоподобного идола, окрашенного в черный цвет с посеребренными усами. Ему приносят жертвы перед началом важнейших дел, например, перед выступлением в военный поход. Жертвы приносят часто кровавые и человеческие, убивают пленников, рабов и коней.

По старославянским обычаям, ровно в полночь с 29 февраля на 1 марта нужно торжественно раздавить в руке сырое куриное яйцо — таким образом Кащею, смерть которого традиционно скрывается в яйце, приходит конец, а поскольку Кащей символизирует собой зиму, то заодно оканчивается и зима. Язычники утверждают, что если раздавить яйцо, которое снесла курица на Рождество, то в марте морозов уже не будет.

«Кащей на что ни взглянет - все вянет». «Кащей на скот - скот дохнет, Кащей на траву - трава сохнет».

«Пусть же каждый Славянин и в Жизни помнит о Смерти, и в Смерти видит Жизнь. Ибо Жизнь и Смерть - это формы существования, два полюса одного магнита, не существующие отдельно друг от друга в Природе».

Март – Березень
1 марта – Навий день
Праздник воскрешения мертвых (вообще, с наступлением сухыя (березня), у славян начинаются обрядовые посещения могил с приношением треб).

Народ приносит требы - исконно славянский термин, означающий богослужение, приношение, жертва, отправление таинства или священного обряда. По-славянски «треба» означает «Т» – тею (творю), «Р» – Ра (Бог), «Б» – ба (душа) = «Творю боговой душе».

Славяне хоронили родичей в курганах, на этих высоких насыпях творили тризну, клали требу, совершали возлияния. В этот день давно умершим людям приносятся требы в воду, приговаривая:

Свети, свети, Солнышко!
Дам тебе яичко,
Как курочка снесет в дубраве,
Отнеси его до раю,
Пусть все души радует.

Требы славян – это пища, предметы обихода, но только те, которые сделаны своими руками. Из еды и питья – это: кутья, пироги, калачи, блины, сырники, крашеные яйца, вино, пиво, канун (род браги).

«Аже се Роду и Рожанице крають хлебы и сиры и мед…». Требы каждому богу соответственно определены. В воду бросают скорлупу освещенного красного яйца. Считается, что скорлупа доплывет до забытых душ умерших (тех, которых давно не поминают) к Русальному дню.

В ночь перед Навьим днем навьи (чужие, заброшенные, закопанные без обряда и вовсе не похороненные мертвецы) встают из могил, отчего на весенние святки люди вновь наряжаются в личины.

6 марта
Сороки

Заклички весны, творимые с вершин холмов, с которых туже начал сходить снег, называемые в народе Ярилиными плешами. Согласно славянским верованиям, в этот день из светлого Ирия прилетают сорок птиц, знаменующих собой приближение Девы Весны. На чье поле птицы спустятся первыми, тому Боги пошлют в этот день особую удачу и добрый урожай. В пору двоеверия на Руси отмечали день сорока мучеников. На Сорок Мучеников – прилет жаворонков, сколько проталинок, столько жаворонков. В этот день хозяйки пекут из пресного теста «жаворонков», с которыми и совершались заклички.

23(25) марта
Масленица (Комоедица)

Сейчас многие позабыли, а кто-то и не знал никогда, что Масленица - не просто встреча весны. Пожалуй, мало кто вспомнит и предположение о том, что раньше Масленица называлась Комоедицей, знаменуя наступление весеннего равноденствия. Весеннее равноденствие - один из четырёх главных праздников года в древней Языческой Традиции, по сути это земледельческий Новый год.

Суббота накануне масленой недели называлась «маленькой Масленицей». В этот день было принято поминать умерших родителей. Утром и вечером, садясь за стол, непременно приглашали умерших родственников разделить семейную трапезу, оставляли для них на всю ночь накрытыми столы.

Праздновать Масленицу - едва ли не самое весёлое время в году - начинали с понедельника. Каждый день имел собственное название: понедельник - «встреча», вторник - «заигрыши», среда - «лакомка», четверг - «разгул», «перелом», «широкий четверг», пятница - «тёщины посиделки», суббота - «золовкины посиделки», воскресенье - «проводы», «прощёный день».

Масленицы ждали, к ней тщательно готовились: заливали для катаний крутые склоны берегов, строили высокие ледяные и снежные горы, крепости, городки. Считалось обязательным сходить перед последними днями Масленицы в баню, дабы смыть с себя всё плохое, что было в минувшем году. Работать в эти дни запрещалось.

Последние два дня праздника были исполнены всеобщего веселья. На льду озёр и рек штурмовали снежные городки, в которых укрывалось чучело Марены под защитой ряженых. Там же устраивали яростные кулачные бои, на которые сбегались мужики разного возраста и из разных деревень. Бились всерьёз, считая, что пролитая кровь послужит доброй жертвой грядущему урожаю.

В воскресенье преимущественно совершали обрядовые действа, провожая зиму. Сжигали насаженное на шест чучело Марены, на которое навязывали «наузы» - старые, отслужившие своё Обереги или просто старое тряпьё с наговором, дабы сжечь на огне обрядового костра всё плохое и отжившее.

30 марта/1 апреля (Цветеня)
День Домового

Первого апреля никому не верят. Откуда взялась эта поговорка? Ведь любая пословица имеет под собой какую-то основу. Для того, чтобы это выяснить нам надо погрузиться в прошлое, именно там скрываются корни многих высказываний и поговорок.
История наших предков имеет глубокие языческие корни, отзвуки которых мы можем наблюдать и сегодня. Все в тех же пословицах, поговорках, поверьях и приметах.
30 марта -1 апреля наши языческие предки справляли один занятный праздник. Скорее даже не праздник, а некий рубеж. Этот день считался Днем пробуждения домового. Древние славяне верили, что на зиму, он, подобно многим животным и духам, впадал в спячку и просыпался лишь изредка, чтобы сделать необходимую работу по дому.
Спал домовой ровно до того времени, когда уже весна полностью вступит в свои права. А она приходила, по мнению предков совсем не в марте, а в апреле. Точнее сказать, приход весны ознаменовался днем весеннего равноденствия 22 марта и все последующие дни вплоть до 1-го апреля были днями встречи весны. Первого же числа, весна приходила окончательно и бесповоротно и главный дух-хранитель очага - домовой, должен был проснуться, чтобы навести порядок в доме.
Как известно, когда мы долго спим, а потом просыпаемся по зову нашего будильника, мужа или мамы, то часто бываем, недовольны этим. Мы зеваем и ворчим, почему нас разбудили так рано. Малые дети вообще начинают капризничать. А наш домовой имеет иногда повадки ребенка, и после долго спячки просыпается тоже не очень радостный. И тут же начинает шалить, а порой и хулиганить. То остатки муки из мешков высыплет, то гривы лошадям запутает, коров перепугает, белье перепачкает.
Конечно, наш далекий предок пытался умаслить недовольного домового кашкой, молочком и хлебом, но как известно, к хлебу обязательно должны прилагаться и зрелища. Такими зрелищами для проснувшегося духа становились повсеместные гуляния, шутки, смех людей в доме, которые разыгрывали друг друга весь день. К тому же, чтобы было веселее домовому, да и всем окружающим, обитатели дома надевали одежду наизнанку, подобно самому духу пращуру, который, как известно, носит свою меховую жилетку швами наружу; на ногах должны были непременно красоваться разные носки или обувь, а в разговоре все старались обмануть друг друга или пошутить, чтобы хозяин-батюшка домовой забыл, что он недавно проснулся.
Со временем, про встречу весны, и умасливание домового первого апреля забыли, но традиция шутить, разыгрывать и обманывать в этот день, осталась. Как осталась поговорка - первого апреля никому не верят. И теперь вы знаете почему.

#2 Стриглава

Стриглава

    житель форума

  • Хранители
  • PipPipPipPip
  • 3 645 сообщений
  • Пол:Женщина
  • Откуда:Карелия

Отправлено 15 Март 2009 - 15:40

Масленица
Масленица - это русский аналог европейского карнавала, который также проходит перед Великом постом. Связь между этими видами народного гулянья прослеживается и на уровне названий: итальянское слово carnevale (которое буквально переводится как «прощай, мясо») перекликается с одним из наименований Масленицы - «мясопуст».
Весеннее равноденствие в русской народной Традиции является Великим Праздником Масленицы. Будучи сугубо языческим праздником, Масленица была принята и христианством, но не по солнечному (языческому), а по лунному календарю (поэтому в православии у Масленицы плавающая дата). Знаменитая русская поговорка «Не всё коту Масленица», наилучшим образом даёт характеристику (упомянутого) благодатного времени. Будучи Великим Праздником, Масленица также именуется - Весёлой, Широкой, Пьяной, Честной, Обжорной и т.д. Среди Великих языческих Праздников, Масленица - первая не только по значимости и порядку, но и в сакральной сфере обрядового Действа.
Название этого Праздника является одним из имён богини Лели. Подстать своему игривому имени, Леля является одной из самых многоликих Богинь, представая пред людским родом - то в облике любвеобильной девочки (аналоге Амура), то ликом бледным - нежной девушки, а на весеннее равноденствие - в пышном теле с румяными щеками (Масленицы). Сама же Масленица, как гласит Сакральная Традиция - сорока бабушек внучка, тридцати братьев сестра, трёх матерей и одного отца дочка.
По древнему преданию (по всей видимости, времени окончания ледникового периода) Масленица с обликом хрупким ухаживала за владеньями своего Отца (Мороза), до тех пор, пока Её не заметили люди - попросившие помочь им согреться, скоротать суровые будни и развеять зимнюю печаль. С наступлением весеннего равноденствия Леля нарядилась Масленицей, явилась к людям и устроила честной Пир на весь Мир.
Главным яством Великого Праздника Масленицы является блин - в языческой традиции символизирующий Солнце. Именно на Масленицу с глубокой древности принято нести «Первый блин - Комам» (Комы - духи, обитающие в кронах, а в традиционном варианте - комах деревьев). И это отнюдь не суеверие (где роль Комов выполняют мифические птицы), а весьма практичный ритуал подношения корма прилетающим (вместе с Масленицей) птицам, который служит улучшению экологической обстановки. Касаемо современного взгляда на «блин комом» (как бы неудавшийся), можно отметить только неумение готовить блины, ибо у хороших хозяев первый блин - самый пышный и сочный.

Масленичная неделя (или «сырная седмица») была как бы подготовкой к строгостям поста: есть мясо уже было запрещено, зато по-прежнему дозволялось вкушать масло, молоко, сыр, рыбу, икру и прочие вещи, о которых не стоит читать на голодный желудок. И, разумеется, блины, многократно и вкусно описанные русскими классиками: Чеховым, Куприным, Лермонтовым, Шмелевым, Буниным...
По природе своей Масленица - языческий праздник, символические проводы зимы. Блин своей формой и золотистым цветом напоминал предкам солнце, поэтому обращаться с ним следовало бережно, как с любым сакральным блюдом. Например, не принято было резать блин ножом или накалывать на вилку. Такое непочтительное поведение считалось оскорблением для небесного аналога и вполне могло повлечь за собой неурожай, голод и прочие несчастья. «Блин не сноп - на вилы не наколешь» - гласила пословица. Во время Масленицы существовала традиция много ходить по гостям и принимать их у себя.
Первый день Масленой недели назывался «встреча». В понедельник с утра народ (обычно дети) сооружал из соломы, тряпок и старых лаптей чучело Масленицы, которое с почетом и песнями носили по улицам, а потом ставили на самое высокое место. В зажиточных семьях начинали печь блины. Родственники, собираясь вместе у кого-то в гостях, обговаривали культурную программу на предстоящую неделю. А выбирать было из чего: катание на горках и качелях, прогулки в нарядных санях, кулачные бои, карусели, балаганы, кукольные представленья, алкогольные возлияния с пением, оборона снежного городка и другие здоровые развлечения. При этом многие из них были связаны с приметами: чем дольше съезжаешь на санках с ледяной горы, тем длиннее будет лен, а чем громче смех и шум, тем обильнее будет урожай.
Вторник назывался «заигрыш». Именно тогда люди всерьез приступали к празднованию, зазывая гостей к себе - есть блины и кататься с ледяных горок: «У нас горы готовы и блины испечены - просим жаловать».
Среда («лакомка») была днем, когда зятья ходили к теще на блины. Матерям нескольких замужних дочерей приходилось потрудиться у печи (тем более что в гости частенько звали не только зятьев, но и других родственников, чтоб не скучно было).
Четверг считался началом настоящего, «широкого» разгула. Именно тогда масленичное веселье набирало полную силу. В четверг проводились шумные катания и знаменитые кулачные бои, в одном из которых оскорбленный купец Калашников сошелся со своим обидчиком - наглым опричником Кирибеевичем. Другим событием этого дня было взятие снежного городка - символическая битва весны и зимы. А еще принято было устраивать буйные пирушки с песнями и распитием хмельных напитков.
Пятница («тещины вечерки») давала шанс тещам отдохнуть от стряпни и отправиться с ответным визитом к зятьям, которые были обязаны оказать им почтение и, конечно, угостить блинами. Зять должен был самолично пригласить тещу с вечера, а утром еще и прислать за ней специальных посыльных - «званых».
Суббота называлась «золовкины посиделки». Молодые женщины приглашали к себе золовок (для тех, кто путается в терминах родства, напоминаем, что золовкой называют сестру мужа). Гостий нужно было не только накормить от души, но и одарить.
И, наконец, воскресенье («прощеный день») было посвящено подготовке к Великому посту, перед которым надлежало очиститься духовно. Все в этот день обоюдно просили друг у друга прощения за обиды вольные и невольные, целовались и кланялись.
Облегчив душу, народ вновь приступал к веселью - проводам Масленицы. Соломенное чучело сжигали вместе с разным хламом (в некоторых случаях - топили в проруби или разрывали на части), чтобы ускорить наступление весны. Все это сопровождалось прощальными песнями: люди шутливо ругали Масленицу разными, порой непристойными, прозвищами и упрекали за то, что она пришла так ненадолго и теперь покидает их, забирая с собой все вкусное...

Проведение дня весеннего равноденствия - 23-25 марта

Утром спешат на капище
Утром люди торопятся на капище, на высокое место, где подсохла земля.
Возле капища и на перекрёстках дорог рассыпают зерно. Это делается для того, чтобы навьи, принявшие образ сорок, поедали зерно и не мешали празднику.
На столы, покрытые скатертью, ставят горячие блины и пироги, овсяный кисель, мёды, квасы и закуски. Угощение делится на пять частей, пятую часть помещают на открытое место возле Священного Огня, приговаривая:
«Честные наши родители!
Вот для вашей души блинок».
Везут чучело Марены
Торжественно везут к капищу на шесте соломенное чучело Марены.
Все стоят вдоль дороги, кланяются в пояс и величают Марену Свароговну:
«Приезжай ты к нам
На широк двор:
На горах покататься,
В блинах поваляться,
Сердцем потешаться.
Масленица - красная краса, русая коса,
Тридцати братьев сестра,
Сорока бабушек внучка,
Трёх матерей дочка, кветочка,
Ягодка, перепёлочка».
Угощенье блинами
Начинают угощать друг друга блинами.
Первый блин комам *,
После проводят зачин.
Возжигают Огонь.
Славят богов и предков, весь Славянский род.
Посолонь закручивают хоровод, одевши хари, дабы не узнали злые духи, скоморохи показывают представление, им помогают колоброды:
«Как на масленой неделе
Из трубы блины летели!
Вы блины, блины, блины,
Вы блиночки мои…»
Прыгают через костёр, а после обязательно умываются снегом или талой водой. Считается, что талая вода придаёт лицу красоту.
Величают молодых, вступивших в брак в течение прошедшего года. Незамужним и неженатым повязывают на руку повязку или верёвку. Чтобы снять её, необходимо откупиться, принеся с собой на общий стол угощение.
Чаша сурьи
Всем наливают сурью.
Первую чашу сурьи жрица Марены несёт к жертвеннику. Жрица Живы выбивает эту чашу, следя за тем, чтобы ни одна капля не попала на жертвенник, ибо тогда вновь похолодает, вернётся Марена:
«Уходи, Зима холодная!
Приходи, Лето жаркое!
Со страдной порой,
С цветами, с травой!»
Сжигают Марену
Затем торжественно сжигают на костре чучело Марены, подбрасывая в костёр мусор, солому и старые вещи:
«Марена загорела,
Всему миру надоела!»
Опять прыгают через костёр, обращаясь к Семарглу, чтобы он зажёг снега.
Катаю горящие колеса
Затем прославляют Ярилу, скатывая горящие колёса с горы в честь разгорающегося солнца:
«С горы катись,
С весной воротись!»
Пробуди Медведя
После этого, вооружившись горящими головнями, идут «будить медведя» (пробуди).
В яме, укрывшись валежником, лежит ряженый, изображающий спящего медведя. Участники праздника водят вокруг берлоги хоровод, крича, что есть мочи, стараясь разбудить косолапого. Затем начинают бросать в него ветки, снежки, прутья.
«Медведь» не просыпается, пока одна из девушек не сядет ему на спину и не попрыгает на нём. Вот тогда «медведь» начинает пробуждаться.
Девушка убегает, оторвав кусок медвежьей шкуры или медвежью ногу.
Ряженый встаёт и начинает плясать, подражая пробуждению медведя, затем идёт искать свою потерю, опираясь на костыль:
«Скрипи нога,
Скрипи липовая!
И вода-то спит,
И земля-то спит.
И по сёлам спят,
По деревням спят.
Одна баба не спит,
На моей коже сидит.
Мою шёрстку прядёт,
Моё мясо варит.
Мою кожу сушит».
Поймав свою обидчицу, «медведь» пытается задушить её в своих объятиях медвежьей хваткой.
Игрища
После пробудей начинаются игрища.
Первая игра - городок.
Девушки становятся на высокое огороженное место (городок). Вооружившись длинными палками, отбивают нападение парней, колотя их нещадно.
Парни «на коняшках» пытаются ворваться в городок, взять его приступом.
Тот, кто первый прорывается в городок, получает право перецеловать всех девушек-защитниц.
После взятия городка начинается пир горой, а затем остальные масленичные забавы:
кулачки,
коняшки,
качели,
лазание на столб за подарком,
ручеёк…
Гаснет огонь…
Что есть праздник? Память человека о себе через богов и о богах через себя, очищение души от суетных забот и пустой памяти. Под взорами Неба завершается праздник, стихают песни, гаснет Огонь. Звучат слова Велесовой Книги, будя в душах память предков:
«И Сварог Небесный промолвит:
«Ты ступай-ка, сын мой,
До красы той вечной!
Там увидишь ты деда и бабу.
О! Как будет им радостно,
Весело вдруг увидеть тебя!
До сего дня лили слезы они,
А теперь они могут возрадоваться
О твоей вечной жизни
До конца веков!»»
При прощании одаривают друг друга пряниками и говорят:
«Прости меня, пожалуй,
Буде в чём виноват перед тобой».
Прощание заканчивалось поцелуем и низким поклоном.

#3 Стриглава

Стриглава

    житель форума

  • Хранители
  • PipPipPipPip
  • 3 645 сообщений
  • Пол:Женщина
  • Откуда:Карелия

Отправлено 28 Март 2009 - 13:23

Вторая четверть Кологода
Апрель-Цветень
3 апреля – день Водяного - Водопол
Просыпаются Водяной и русалки от зимней спячки. Водяной дух ослаб за зиму. Ему нынче не худо чем-то поживиться да царство свое водяное оглядеть.

В этот день рыболовы приходили к воде в полночь полакомить Водяного-дедушку. Рыбаки угощали Водяного, утапливая чужую лошадь: «Вот тебе, дедушка, гостинец на новоселье: люби, жалуй нашу семью». Для этого случая покупали у цыган самую негодную лошадь.

Когда же рыболовы задобрят его добрым гостинцем, лошадкою, то он смиряется, стережет рыбу, переманивает к себе больших рыб из других рек, спасает рыболовов от бури и потопления, не рвет неводов и бредней.

В других местах рыболовы наделяют Водяного гостинцем, выливая в реку масло, приговаривая: «Вот тебе, дедушка, гостинцу на новоселье. Люби да жалуй нашу семью».
По поверьям русалки выходят на берег нагими, просят у людей холстины – наготу прикрыть. На заре бабы поэтому приносили на берег рек и озер льняные отбеленные рубашки, или тпрорсто кусок холста. Это треба – для задабривания водяных духов от глубокой воды (наводнения), и всего их семейства.

7 апреля – день Богини Карны-плакальщицы

Карна - Богиня печали и скорби у древних славян, сестра Жели.
Если воин погиб вдали от дома, первой оплакивает его Карна. Небесная Богиня-Покровительница всех новых рождений и человеческих перевоплощений. От имени Богини появились слова, сохранившиеся до наших дней: инкарнация, реинкарнация. Она дарует право каждому человеку избавиться от совершенных в своей жизни ошибок, неблаговидных поступков и выполнить свое предназначение, уготованное Высшим Богом Родом.
Сегодня - второе обращение к предкам, в день богини похорон, плача, горя и слез (упоминается в «Слове о Полку Игореве»).
О, далеко залетел сокол, птиц избивая, к морю! А Игорева храброго полку уже не воскресить! По нем кликнула Карна, и Желя проскакала по Русской земле, огонь сея из пламенного рога. Жены русские восплакались, говоря: «Уже нам своих милых лад ни мыслию смыслить, ни думою сдумать, ни очами приворожить, а золота и серебра и в руках не подержать!».
На столе в ночь Карны оставляют кутью заупокойную (каша пшеничная с изюмом или медом), а во дворах домов жгут костры, возле которых греются души предков.
Также приносится треба Карне-Кручине - цветы, особенно - гвоздики. С языческих времен действует старая славянская традиция приносить на могилы гвоздики - символ скорби и печали.
14 цветеня – день Семаргла
Семаргл (Симаргл) - Огнебог

Его функции до сих пор до конца не выяснены. А вообще, это Бог огня и Луны, огненных жертвоприношений, дома и очага, хранит семена и посевы. Может оборачиваться священным крылатым псом.

Доподлинно неизвестно имя бога Огня, скорее всего, его имя настолько свято. Еще бы, ведь этот Бог обитает не где-нибудь на седьмом небе, а непосредственно среди людей! Имя его стараются реже произносить вслух, заменяя иносказаниями.

С Огнем славяне связывают возникновение людей. По некоторым сказаниям, Боги сотворили Мужчину и Женщину из двух палочек, между которыми разгорелся Огонь - самое первое пламя любви. Семаргл также не пускает в мир зло.

Ночью он стоит на страже с огненным мечом и лишь один день в году Семаргл сходит со своего поста, откликаясь на зов Купальницы, которая зовет его на любовные игры в день Осеннего равноденствия. А в день Летнего Солнцестояния, через 9 месяцев, у Семаргла и Купальницы рождаются дети – Кострома и Купало.


Первые русалии
Празднуются с 16 по 22 цветеня

Череда святодней, предшествующих Яриле Вешнему, чародейная седмица, посвященная чествованию Девы Лели – Юной Богине весны и девственной Природы, бурлящих вешних вод и «пробудившихся» водяных духов – русалок-берегинь. О сию пору девы в долгорукавках без оберегов, уподобляясь русалкам, творят «вертимое плясание» на полях, не допуская в свой круг парней. В пору двоеверия на Руси 16 апреля отмечали Ирину (Арину) Урви Берега – начало русалий. В народе говорили «Ирина – Урви берега, Разрой берега», «Ирина – заиграй овражки», «Не устоять берегу против Ирининой воды»

22 цветеня – Лельник
Семантика праздника связана с тем, что Юрьев день был днем первого выгона скота в поле.

Аналогичные праздники существуют у самых различных народов Европы. В Италии отмечают примаверу - день первой зелени, в Греции еще с античных времен празднуют в этот день возвращение на землю Персефоны, дочери богини плодородия Деметры.

Для современного человека имя Лели ассоциируется со сказкой А.Н. Островского «Снегурочка» где Лель представлен как прекрасный юноша, играющий на свирели. В народных песнях Лель является персонажем женского рода - Леля, а основными участниками, посвященного ему праздника были девушки.

Праздник «лельник» обычно праздновался 22 апреля, накануне Юрьева дня (Егория вешнего). Эти дни назывались также «Красной горкой», поскольку местом действия становился холм, расположенный неподалеку от деревни. Там устанавливали небольшую деревянную или дерновую скамью. На нее сажали самую красивую девушку, которая и исполняла роль Ляли (Лели). Справа и слева от девушки на холме на скамью укладывались приношения. По одну сторону размещался каравай хлеба, а с другой стороны находился кувшин с молоком, сыр, масло, яйцо и сметана. Вокруг скамьи раскладывали сплетенные венки. Девушки водили хоровод вокруг скамьи и пели обрядовые песни, в которых славили божество как кормилицу и подательницу будущего урожая. По ходу пляски и пения сидевшая на скамейке девушка надевала на своих подруг венки. Иногда после праздника на холме разжигали костер (олелию), вокруг которого также водили хороводы и пели песни.

Показательно, что в обрядах, посвященных Лели, всегда отсутствовал мотив похорон, присутствующий в других летних праздниках, например, в Русальной неделе и Дне Ивана Купалы.

В весенней обрядности, повсеместно во всем славянском мире широко применялись различные магические действия с яйцами. На протяжении всей весны происходила раскраска яиц «писанок», «крашенок» - и различные игры с ними. Церковный пасхальный календарь в значительной мере заслонил архаичную сущность обрядов, связанных с яйцами, но содержание росписи писанок уводит нас в глубокую архаику. Здесь есть и небесные олени, и картины мира, и множество древних символов жизни и плодородия. В этнографических музеях хранится тысячи писанок, являющихся, самым массовым наследием языческих представлений.

Яйца, как крашеные, так и белые, играли важную роль в весенней обрядности: выезд на первую пахоту производился «с солью, с хлебом, с белым яйцом»; яйцо разбивали о голову коня или пашущего вола; яйцо и печенье-крест были обязательной принадлежностью обрядов при посеве. Нередко яйца закапывали в землю, катали по полю, засеянному житом. Яйца клали под ноги скоту при выгоне на юрьев день и лельник, клали в ворота хлева, чтобы скот переступил через них; с яйцами обходили скот и дарили их пастуху.

23 цветеня – Ярило Вешний
этот день проводится важный обряд - Отмыкание Земли, или по-другому - Зарод. В этот день Ярила «отмыкает» (оплодотворяет) Мать Сыру-Землю и выпускает росу, от чего начинается бурный рост трав.

Если благоприятствовала погода, в этот день совершался торжественный выгон скота на пастбище - на Ярилину росу. Перед выгоном скотины, хозяева гладили животных по хребту крашенным в красный или жёлто-зелёный цвет яйцом, которым потом одаривали пастуха. После чего скотину выгоняли веткой вербы во двор и кормили «бяшками» - особыми хлебцами. Перед выгоном со двора под ноги скотине выкладывали поясок, чтобы она перешагнула через него. Это делалось для того, чтобы скот знал дорогу домой. Пасут скот до тех пор, пока роса спадёт.

Просили Ярилу - Покровителя пастухов, Охранителя домашнего скота и Волчьего Пастыря - оберечь скот от всякого хищного зверя.

Кроме этого, впервые после зимы выгоняется до зари скот на траву. Рано утром молодёжь обходила все дворы с приговором:

Ты спаси скотинушку,
Нашу сиротинушку,
Всю животинушку,
В поле, да за полем,
В лесе, да за лесом,
В лесу за горами,
За широкими долами,
Дай ты скотине траву да воду,
А злому медведю пень да колоду!

Пастух гудит в рожок, оповещая народ о начале обряда «обхода», после чего, взяв в руки решето, трижды обходит стадо посолонь (на жизнь) и трижды противосолонь (на смерть).

После правильно проведённого обряда вокруг стада выстраивалась невидимая волшебная изгородь, которая защищала «от змея ползучего, от медведя могучего, от волка бегучего». После чего волшебный круг замыкался железным замком.

На Ярилу запахивали пашню, говорили: «На Ярилу выезжает и ленивая соха».

С этого дня начинаются весенние свадьбы. Мужчины и женщины катаются по полям, надеясь с помощью чудодейственной росы стать сильными и здоровыми. Вечер заканчивался всеобщим гулянием.

30 цветеня/1 травеня (мая)
Родоница – Велесова (живина) ночь

Тридцатого апреля заканчиваются последние весенние холода. С заходом солнца открывают зачин.
В этот день поминают предков, призывают их посетить землю: «Летите, милые деды...». Ходят на могилы, принося поминальные дары: блины, овсяный кисель, пшённую кашу, крашенные яйца-писанки. После зачина начинается тризна: воины на горе «боряхуся по мертвецы», показывая своё боевое искусство. С высокой горы катают крашенные яйца, соревнуясь. Побеждает тот, чьё яйцо укатится дальше, не разбившись. К полуночи, на той же горе раскладывают дрова для большого костра.
Заполночь начинается праздник - Живин день. Женщины, взяв метлы, совершают обрядовую пляску вокруг костра, очищая место от нечисти. Прославляют Живу, богиню жизни, которая оживляет природу, посылая на Землю весну. Все прыгают через Огонь, очищаясь от наваждений (Навий) после долгой зимы. На той же высокой горе затевают весёлые игрища и хороводы вокруг костра. Играют сказку, повествующую о путешествии в мир Навий и возвращении в Явь.
С наступлением утра угощаются печеньем в виде жаворонков, отпускают живых птиц из клеток на волю, призывая весну.
Сотносится с т.н. Вальпургиевой ночью в деревнях Германии, когда происходит разгул нечистой силы, волшбы и чувственности
Май – Травень
С 1 по 7 травеня – Вешние Деды (Навья Седмица)
– череда святодней, предшествующих дню земли, седмица поминовения предков, когда Навьи души (предков) посещают живых.
В пору двоеверия Руси о сию пору отмечали Пасху, называлась Фоминой неделей. Родственники умерших отправляются на кладбище. После окончания почитаний предков на могилах устанавливалось угощение, во время которого усопших звали по именам разделить трапезу. С живыми. Самым опасным днем Фоминой недели считался четверг, именуемы в народе Навьим Днем. Считалось, что в этот день души умерших возвращаются в свои дома. Чтобы достойно их встретить, в одной из комнат устанавливалось угощение, открывали окна и не входили в нее до рассвета. Самым радостным днем Фоминой недели считалось воскресенье. В этот день устраивали игрища и выбирали невест.

10 травеня – Вешнее Макошье или Именины Земли
Святодень, когда пробудившаяся после зимнего сна Мать Сыра-Земля чествуется как «именинница». Считается, что в этот день Земля «отдыхает», поэтому ее нельзя пахать, копать, боронить, в нее нельзя втыкать колья и метать ножи. Особливо чтятся во день сей Велес и Макошь - Земные Заступники. Волхвы выходят в поле, ложатся на траву - слушают Землю.

На зачине во вспаханную загодя борозду кладут зерно и льют пиво, приговаривая, став лицом на восток:
Мать-Сыра-Земля! Уйми ты всякую гадину нечистую от приворота, оборота и лихого дела.

Повернувшись на запад, продолжают:
Мать-Сыра-Земля! Поглоти ты нечистую силу в бездны кипучие, во смолу горючую.

Обратившись к полудню, произносят:
Мать-Сыра-Земля! Утоли ты все ветры полуденные со ненастью, уйми пески сыпучие со метелью.

На полночь обращаются:
Мать-Сыра-Земля! Уйми ты ветры полуночные с тучами, сдержи морозы с метелями.

После каждого обращения льют пиво в борозду, а затем разбивают кувшин, в котором оно было принесено. Когда-то в старину был и другой обряд с бороздой и зерном, после которого появляются на свет дети, но теперь в связи с изменениями нравов, обряд ограничен заклятиями на стороны света.

После заклятий волхвы, раскапывая пальцами землю и нашептывая: «Мать-Сыра-Земля, скажи, да всю правду расскажи, на (имярек) покажи», гадают о будущем по приметам, в земле встречающимся. Воины, отложив оружие и положив на голову кусок дерна, присягают Матери-Сырой-Земле, обязуясь защищать ее от ворогов.

Зачин оканчивается славлением:
Гой, Земля еси сырая,
Земля матерая,
Матерь нам еси родная,
Всех нас породила,
Вспоила, вскормила
И угодьем наделила.
Ради нас, своих детей,
Зелий еси народила
И злак всякий напоила
Польгой беса отгоняти
И в болезнях помогати.
Повели с себя урвати
Разных надобьев, угодьев
Ради польги на живот.

После зачина освященную горсть Земли собирают в мешочки и хранят как обереги. Хмельной пир и игрища завершают праздник.

26 травеня/ 2 кресени (июня) – Вторые Русалии (Зеленые Святки)
Череда Святодней, предшествующих Яриле Мокрому, чародейная седмица, посвященная проводам весны и сопутствующих ей духов – русалок-берегинь. Время, когда на смену юной деве Леле приходит зрелая женщина – Жена Лада. О сию же пору провожают Кострому – Ярилину сестру, макая ее чучелко в воду, а затем разрывая его и разбрасывая остатки по полю. Творят сие священнодействие вещие девы, облекшиеся в личины русалок и рубахи долгорукавки без оберегов.
Четверг именовался Семиков или Русалкиным (Русальим) днем. В народе говорили «На Русальной неделе купаться опасно – русалки защекочут» В Семик девушкиходили в лес – «кумиться», при этом завивали венки на деревьях, через которые затем целовались, сопровождая все действо соответствующими обрядовыми песнями. Семицкая суббота называлась Кличальным днем, когда совершались особые обряды проводов русалок и «усмирения» Водяного. О сию пору девы сплетали из трав чучелко Костромы, а затем, кружась в неистовом танце, разрывали и разметывали по полю.

30 травеня - Змейник вешний
Змеиный праздник, отмечаемый во время Зеленых Святок; один из святодней Кологода, посвященных Велесу. Свадьба Велеса и Живы. По поверьям, о сию пору змеи – потворницы Велесовы, выходят на белый свет, принося Земле плодородие.
В пору двоена Руси в этот день отмечали Исакия Змейника. По поверья, в этот день змея имеют власть безнаказанно кусать неосторожных людей, каким либо образом потревоживших их.

Июнь – Кресень
3 кресеня - Ярило Мокрый, Троян
Троян (Трибогов День) – праздник конца весны и начала лета, когда на смену младому Яриле-Весеню приходит Трисветлый Даждьбог. Святодень, посвящённый победе Бога Трояна над Чёрным Змеем. О сию пору родноверы прославляют Сварожий Триглав – Сварога-Перуна-Велеса, сильных во Прави, Яви и Нави. По поверьям, Троян явился воплощением мощи Сварога, Перуна и Велеса, соединивших свои силы в борьбе со Змеем, порождением Чернобога, грозившим некогда уничтожить всё Тремирье.

О сию пору издревле поминали предков и творили обереги от бесчинств, творимых русалками и неприкаянными душами «заложных» покойников (умерших «не своей» – то есть неестественной смертью). В ночь на Трояна девицы и женщины «опахивали» деревню, дабы оберечься от злых сил.

В народе говорили: «С Духова дня не с одного неба – из-под земли тепло идёт», «Придёт Свят Дух – будет на дворе, как на печке». Согласно народным поверьям, сего дня как огня боится всякая нечисть, а перед самым Солнечным восходом на Духов день открывает Мать Сыра-Земля свои тайны, и потому знахари ходят в это время «наслушивать клады». Как и на Ярилу Вешнего, роса в этот день считается священной и целебной.

После зачина проводят обряд «Постриги» для юношей, посвящение в воины. Далее устраивают пир в поле. Обрядовая страва: сладости, яичница, пироги. В требу приносят обрядовое пиво. Перед игрищами разыгрывают сказку или древнее предание. Обязательны любовные игрища и пляски.

После дня Ярилы обычно устанавливается жаркая погода дней на семь.

24 кресеня – Купала
Праздник летнего солнцеворота. Из участников праздника, людей знающих обрядовые правила, выбирается «урядник», который займется подготовкой и проведением праздника. Славления и различные обрядовые заклинания по ходу праздника читают: священники (волхвы, жрецы и др.), урядник, старейшина. С утра девушки собирают травы и цветы, плетут венки и припасают травы-обереги (полынь, зверобой, крапива) для всех участников праздника. Обережные травы обычно крепятся на поясе.

Парни загодя срубают деревце (березку, вербу, черноклен) высотой в полтора, два человеческих роста. Его устанавливают на месте, выбранном для проведения гуляний (чистое ровное поле, холмик, берег реки, озера). Девушки украшают дерево цветами и цветными лоскутами ткани. Дерево в народе называют «марена» или «купала». Под деревце прилаживают изображение Ярилы - куклу величиной в половину человеческого роста. Куклу вяжут из соломы, веток, иногда лепят из глины. «Ярилу» облачают в одежду, украшают венком, цветами и лентами. Ему следует приделать символ мужского достоинства и плодородия - деревянный гой (детородный член) внушительных размеров, окрашенный в красный цвет. Перед «Ярилой» на блюде или платке располагают яства. Парни заготавливают дрова и складывают неподалеку от деревца два костра. Один, большой (Купалец), высотой до четырех ростов человека; в середине его устанавливают высоченный шест, на вершине которого прикреплено деревянное просмоленное колесо или пук соломы, сухих веток. Возле этого костра и пойдет самое веселье. Другой костер, сложенный в виде колодца, не столь велик, до пояса мужчины. Это костер погребальный (крада), для сожжения лика Ярилы.

Венки, крапива для купания и травы-обереги, сложенные при капище (если таковое есть) или под березкой, освящаются водой и огнем присутствующими священнослужителями (волхвами, жрецами), или теми, кто может их заменить (урядник, старейшина).

Обережные травы и венки раздаются всем участникам. Праздник начинается около четырех часов дня. Все выстраиваются вокруг березки. По рядам пускают братину - ковш с хмельным напитком. После читают любое из известных прославлений Ярилы. Вокруг деревца все участники заводят хоровод, наигрывают в гудки, трещотки, бубны да колокольцы, запевают песни проводов Ярилы (обычно поют «Кострому»). После этих слов кто-либо из пляшущих внутри хоровода ненароком задевает чучело Ярилы и оно падает. Тут народ начинает кричать, что «Ярила» умер. Хоровод останавливается. Мужчины поднимают «Ярилу», тормошат его, стараясь разбудить. Девушки причитают. Шествие доходит до погребального костра, поверх которого кладут «Ярилу». Костер зажигают и, пока изображение сгорает, Ярилу поминают, пьют медовый напиток за него, едят яства, говорят о его возрождении по весне. По другому правилу «Ярилу» не сжигают, а разламывают его изображение (глиняное) и бросают в реку; соломенные изображения Ярилы топят или зарывают в поле. Яства, лежавшие перед «Ярилой», употребляют на его поминках. Проводив весну, встречают красное лето. Все выстраиваются либо полукругом возле капища, либо вокруг березки. Волхв, встав перед Богами и подняв руки к небу, творит зачин. Затем, выбрав самый большой каравай, проходит с ним вдоль ряда. Каждый должен коснуться хлеба правой рукой, загадав желание. Треба полагается в Огонь, горящий на капище. Тогда же, пред ликом Божества, на отдельном блюде освящается пища, для раздачи частей ее на пиру.

Девушки заводят хоровод вокруг березки и поют. Парни на этот хоровод совершают «набеги», не в полную, конечно, силу, стараясь выхватить березку. Тот, кому это удается, бежит к реке, где дожидается остальных. Волхвы отламывают от березки кусочки и раздают каждому. Эти кусочки - плодородны. Деревце бросают на воду, а волхвы творят приговор. В воду кидают цветы, освященные травы, крапиву (оберег от русалок) и, обнажившись, начинают купаться. Вдоволь насладившись водой, ближе к сумеркам собираются к костру - Купальцу. Возжигать его полагается девушке. Тут уж и начинается гулянье. Шум да гам стоит, в рожки да бубны, трещотки да колокольцы наигрывают, да поют громко, хороводя.

Творится веселье, загадывают загадки, ходят ряжеными, устраивают игрища: «ящер», «ручеек», «коняшки». Молодцы бои на потеху показывают. Девушки в сторонке кумятся, суженых приглядывают. Когда костер прогорит да осядет, начинается выбор суженых.

Девушка хлопает парня по плечу и убегает, а тот бежит ее догонять. Поймав, ведет ее к костру, через который они прыгают, держась за куклу на палке. Если при прыжке руки не разойдутся, то пара составилась. А разойдутся, то каждый ищет себе пару. Когда все пары составятся, старейшина спрашивает: «Все ли простили обиды?» Если найдутся обиженные, судят прилюдно. Подле костра устраивают пир (каша, яйца, сало, блины, пиво - обязательно). Каждому в руки полагается по куску освященной еды, принесенной с капища. У огня поют песни, говорят сказы старины, былины и небылицы. После, в ночи, зажигают деревянное колесо и катят его до воды. На реке суженые обмениваются венками, после чего каждый кладет свой венок на плотик из веток и соломы и пускает его по воде. Девушки поют.

На берегу зажигают огонь, пары, разойдясь и обнажившись, купаются в ночной реке, а после творят любовь. Не нашедшие пары собираются при костре - Купальце, кто спать пойдет, кого старейшина отрядит до утра стоять на страже, охранять праздник от ворогов.

Волхвы с ночи до зари собирают целебную купальскую росу. Срезают волшебные травы (девясил, чертогон, Чернобыль, головная трава, зверобой, богородицкая трава, велесов корень, трипутник, зяблица, тирлич, од олень-корень, плакун, разрыв-трава, и др.). Смельчаки ищут в ночи цвет папоротника. На рассвете праздник заканчивается.
29 кресеня – Сварогов день (летнее Сварожье)
Чествование Небесного (Сварожьего) огня и Солнца, как правило, приходящееся на самый разгар летней жары. О сию пору родноверы славят Сварога Отца и Ладу-Матушку – Отца и Мать всех Светлых Богов Сварожичей.
В эпоху двоеверия на Руси отмечали Петров день (день Петра и Павла). В народе говорили «Петр и Павел день убавил», «К Петрову дню вода в реке умеженится (спадет)», «На Петров день Солнышко играет». Молодежь о сию пору качалась на Ладиных, или Сварожьих качелях.

#4 vitek73

vitek73

    гость

  • Жители Вселенной
  • Pip
  • 1 сообщений

Отправлено 14 Январь 2016 - 10:29

Всех приветствую, смотрел славянский календарь, который содержал 16час в сутки, но меня заинтересовало следущее, так ли я понял, что сутки начинались с вечера?, и заканчивались днём, и с чем это связано?

#5 Стриглава

Стриглава

    житель форума

  • Хранители
  • PipPipPipPip
  • 3 645 сообщений
  • Пол:Женщина
  • Откуда:Карелия

Отправлено 14 Январь 2016 - 11:42

Всех приветствую, смотрел славянский календарь, который содержал 16час в сутки, но меня заинтересовало следущее, так ли я понял, что сутки начинались с вечера?, и заканчивались днём, и с чем это связано?

Приветствую! А что за источник, который говорит о том, что сутки содержали 16 часов? И каким образом учитывалось время, которое не входило в оставшийся период?

#6 Галина

Галина

    житель форума

  • Основатели
  • PipPipPipPip
  • 6 324 сообщений
  • Пол:Женщина
  • Откуда:Москва

Отправлено 15 Январь 2016 - 17:23

Скорее всего, имеется ввиду, что длина "часа" была больше, то есть сутки делились не на 24 равных отрезка времени, а на 16.

Периодически уезжаю из города, бываю без интернета, могу не видеть сообщений по неделе и дольше.

На все обращения отвечаю, когда возвращаюсь к цивилизации. Не обижайтесь, просто дождитесь.


#7 Стриглава

Стриглава

    житель форума

  • Хранители
  • PipPipPipPip
  • 3 645 сообщений
  • Пол:Женщина
  • Откуда:Карелия

Отправлено 15 Январь 2016 - 20:55

Честно говоря, о таком исчислении я слышу впервые, поэтому хотелось бы узнать источник.
Например, по нуктемерону сутки делятся на две части: день и ночь. Ночь - от заката до рассвета продолжительность делится на 12 частей. То есть, если ночь составляет, допустим 16 часов 24 минуты, то, соответственно, переводя в дроби 16,4:12=1,333(3). Снова переводим в часо-минуты и получаем продолжительность "ночного" часа 1 час 20 минут. То же самое исчисление производится и для дня. Но обычно такой практикой пользуются для вычисления планетарных часов. Пример, может быть, не совсем удачный, я просто привела его с точки зрения разных подходов. Вполне допускаю, что когда-то действительно продолжительность часа составляла "современные" 1 час 30 минут.

#8 Святослав

Святослав

    житель форума

  • Жители Вселенной
  • PipPipPipPip
  • 299 сообщений
  • Пол:Мужчина
  • Откуда:Москва
  • Интересы:Оккультизм,Психология,Философия.

Отправлено 15 Январь 2016 - 21:26

Приветствую! А что за источник, который говорит о том, что сутки содержали 16 часов? И каким образом учитывалось время, которое не входило в оставшийся период?

Источник -"Славяно-арийские Веды" Древнерусской инглиистической церкви православных староверов-инглингов созданной в Омске-Асгарде Александром Хиневичем. :rolleyes: Подробнее - https://ru.wikipedia....B0.D1.80.D0.B5

В Великой Потере наша Истинная Природа ничего не теряет, а в Великом Обретении не обретает, ибо всё, что мы можем "потерять", не есть МЫ САМИ, равно как и всё, что мы можем "обрести".
(Велеслав,"Книга Великой Нави")


#9 clocktok

clocktok

    путник

  • Жители Вселенной
  • PipPip
  • 12 сообщений
  • Пол:Женщина

Отправлено 01 Декабрь 2016 - 15:57

Давно искала) Спасибо



#10 Romul

Romul

    гость

  • Жители Вселенной
  • Pip
  • 1 сообщений
  • Пол:Мужчина
  • Интересы:Кембрийский взрыв http://web-kapiche.ru/643-kembriy.html

Отправлено 10 Январь 2017 - 16:03

 

Приветствую! А что за источник, который говорит о том, что сутки содержали 16 часов? И каким образом учитывалось время, которое не входило в оставшийся период?

Источник -"Славяно-арийские Веды" Древнерусской инглиистической церкви православных староверов-инглингов созданной в Омске-Асгарде Александром Хиневичем. :rolleyes: Подробнее - https://ru.wikipedia....B0.D1.80.D0.B5

 

Славяно-арийские веды - это выдумки секты Хиневича. Не стоит им доверять. Кстати, они же запрещены российским законом http://web-kapiche.r...-zapretili.html



#11 Стриглава

Стриглава

    житель форума

  • Хранители
  • PipPipPipPip
  • 3 645 сообщений
  • Пол:Женщина
  • Откуда:Карелия

Отправлено 11 Январь 2017 - 11:51

 

 

Приветствую! А что за источник, который говорит о том, что сутки содержали 16 часов? И каким образом учитывалось время, которое не входило в оставшийся период?

Источник -"Славяно-арийские Веды" Древнерусской инглиистической церкви православных староверов-инглингов созданной в Омске-Асгарде Александром Хиневичем. :rolleyes: Подробнее - https://ru.wikipedia....B0.D1.80.D0.B5

 

Славяно-арийские веды - это выдумки секты Хиневича. Не стоит им доверять. Кстати, они же запрещены российским законом http://web-kapiche.r...-zapretili.html

 

Все является продуктом человеческой мысли: и Зодиакальный круг и Таро, и И-цзин. Не обязательно  старое - всегда только хорошее, а новое - обязательно плохое. В любой традции или концепции главное - проверяемость и практическая ценность. Если у данного конкретного человека работает "Таро чебурашек", почему бы им не пользоваться. А что касается запрещения, то могу сказать что в свете последних событий у нас, как выясняется, и лекции по йоге уже возведены в ранг миссионерской деятельности.



#12 sdrive

sdrive

    житель форума

  • Жители Вселенной
  • PipPipPipPip
  • 83 сообщений
  • Пол:Мужчина

Отправлено 26 Ноябрь 2017 - 00:10

стриглава время течет у каждого по своему, можно также добиться чтобы остановить время. если не тратить его вообще никуда.

на сколько секторов поделено пространтво в каждой конкретной точке - можно сфотграфировтаь солнце и увидеть сколько лучей у него.

сколько лучей столько секторов. на древних картах роза ветров была многомерной и указывалось кол-во лучей.

также учитывай многомерность , в каком несущем слое сейчас ты. они часто похожи отличаются мелкими деталями. это к тем кто может свдигать свою частот и перемещаться.



#13 Стриглава

Стриглава

    житель форума

  • Хранители
  • PipPipPipPip
  • 3 645 сообщений
  • Пол:Женщина
  • Откуда:Карелия

Отправлено 27 Ноябрь 2017 - 14:42

стриглава время течет у каждого по своему, можно также добиться чтобы остановить время. если не тратить его вообще никуда.

на сколько секторов поделено пространтво в каждой конкретной точке - можно сфотграфировтаь солнце и увидеть сколько лучей у него.

сколько лучей столько секторов. на древних картах роза ветров была многомерной и указывалось кол-во лучей.

также учитывай многомерность , в каком несущем слое сейчас ты. они часто похожи отличаются мелкими деталями. это к тем кто может свдигать свою частот и перемещаться.

Очень инетересное замечание) Возникает сразу несколько вопросов:
1. Можно где-нибудь посмотреть эти "древние карты с многомерное розой ветров"?
2. Какая мерность меется в виду - по количеству лучей?
2. Что такое лучи солнца, учитывая его рассеянный спектр? Видимость лучей - понятие субъективное, хотя согласна насчет субъективного понятия времени. Хотя, по субъективным картам Америку до сих пор бы населяли индейцы.
3. Что такое несущий слой?
Что касается самой темы - Кологод является унифицированной  системой стандартизация времени, и не имеет отношения к субъективному его восприятию отдельными индивидуумами. Хорошо быть философствующим "магом" и, лежа на диване, закусывать булочками, выращенные простыми людьми, не задумывающимися о философии времени, а потому пользующимися обычными ритмами смены времен года и довольно успешно выращивающими свой урожай.  



#14 lyucif_

lyucif_

    житель форума

  • Жители Вселенной
  • PipPipPipPip
  • 103 сообщений
  • Пол:Мужчина
  • Откуда:Единое

Отправлено 29 Май 2018 - 02:24

Стриглава, приветствую!) 
Интересная информация, для сопоставления, по праздникам. Однако, откуда информация? 

По моим данным праздник Масленицы и праздник Ярило - не в одно и то же время праздновался и по некоторым сказкам (в частности Островского) это можно проследить... и похоже, что Масленица таки предшествовала празднику Ярило-Солнца, и на ней, в том числе происходило поминание предков (блины, помимо солнечной символики выступали и как символ цикла Жизни: рождение-активная фаза-умирание, соответственно как: приготовление - накрывание на стол/собирание близких - поедание), а уже после поминая-призывания предков для лучшего урожая, через седмицу (7 дней) происходила встреча Солнца, в качестве "горячего" юноши Ярилы, так раз на дни весеннего равноденствия.


Я - Причина. Я - Следствие. Я - Событие. Я - Явление. Проявление и Восприятие - тоже Я ;)
...а кто/что есть Вы? ...- Ду-Ра-К -... --> http://коляды-дар.рф

#15 Стриглава

Стриглава

    житель форума

  • Хранители
  • PipPipPipPip
  • 3 645 сообщений
  • Пол:Женщина
  • Откуда:Карелия

Отправлено 31 Май 2018 - 10:58

Стриглава, приветствую!) 
Интересная информация, для сопоставления, по праздникам. Однако, откуда информация? 

По моим данным праздник Масленицы и праздник Ярило - не в одно и то же время праздновался и по некоторым сказкам (в частности Островского) это можно проследить... и похоже, что Масленица таки предшествовала празднику Ярило-Солнца, и на ней, в том числе происходило поминание предков (блины, помимо солнечной символики выступали и как символ цикла Жизни: рождение-активная фаза-умирание, соответственно как: приготовление - накрывание на стол/собирание близких - поедание), а уже после поминая-призывания предков для лучшего урожая, через седмицу (7 дней) происходила встреча Солнца, в качестве "горячего" юноши Ярилы, так раз на дни весеннего равноденствия.

Приветствую! Рада Вас видеть, Lyucif!
По большому счету современная трактовка народных праздников практически везде считается "новоделом", причинами которого является:
1. Путаница календарей (Юлианский-Григорианский)
2. Разнообразие местных традиций, где праздники в некоторых случаях отмечались по привязке к астрономическому циклу (то есть были "плавающими"), в других  - к жесткой традиции. Практически, можно сравнить Вологодскую и Нижегородскую традицию, где расхождение дат составляло по мнению этнографов практически неделю. Например, если городище было заведомо тороговым, то привязка была более жесткой к датам, нежели к циклам, преимущество аграрное, то, соответственно к астрономии.
Попытка объединения и унифицирования породила и, соответственно разночтение и, на мой взгляд, совершенно ненужную войну между родноверами, традиционного и более "современного" толка. Я же лично, все же, придерживаюсь более астрономической привязки нежели жесткой. 
"Масленица - дошедший до наших дней народный месяцеслов главным праздником этого периода почитает не собственно астрономическую точку весеннего равноденствия, а переходящую Масленую (сыропустную) неделю, связанную с «плавающим)) исчислением пасхального цикла. Масленая неделя заканчивается за семь недель до Пасхи, и, соответственно, может предварять весеннее равноденствие более чем на сорок дней.Современные традиционалисты, вслед за Б.А. Рыбаковым, считают переходящую Масленицу следствием позднейшего церковного вторжения в живую органическую систему древнего солнечного календаря".
Одно является несомненным - праздничный цикл носил название Комоедица  и был посвященным божествам возрожения, солнца. Кстати, это главное отличие с точки зрения мифологии и мистицизма от кельтской Остары, где весеннее равноденствие остается срединной точкой весны (то есть разгулом жизни), от наших более прохладных регионов, где весна  - начало. То есть все песни и частушки отражают "закликание" весны (призыв). В чем признаки Ярилы? Прежде всего, это окончательное утверждение Солнца на земле. Провожали Масленую и спуском с горы пылающего колеса, приговаривая:
«С горы катись, весной воротись!»
Горящим колесом - в том или ином виде - отмечаются практически все солнечные праздники, кроме, пожалуй, осеннего.
В иных местах это Коляда, в других - Купала, в третьих Масленица отмечается горящим колесом, а Купала - огненной колесницей одноколкой
(Рыбаков "Язычество древних славян"). Сам по себе образ катящегося колеса - это образ Ярило. Поэтому чествование Ярило, Вы правильно заметили,  завершает Комоедицу.
Источники: Рыбаков "Язычество древних славян"
    Грашина  М., Васильев М."Языческий календарь" - рекомендую, интересное сопоставление с кельтскими праздниками и все расписано с точки зрения традиционализма без лишних трактовок, особенно про мифлогию и мистерию праздников.


 



#16 lyucif_

lyucif_

    житель форума

  • Жители Вселенной
  • PipPipPipPip
  • 103 сообщений
  • Пол:Мужчина
  • Откуда:Единое

Отправлено 09 Июнь 2018 - 01:53

Благодарю за наводку) В общем и целом согласен по многим пунктам) ключевое - на разных местностях привязки имелись разные, от сюда и разношёрстность привязок/трактовок. Я так же, как и вы: "придерживаюсь более астрономической привязки нежели жесткой". Однако провести параллель астрономических событий с имеющимися праздниками, очень бы хотелось. 


Я - Причина. Я - Следствие. Я - Событие. Я - Явление. Проявление и Восприятие - тоже Я ;)
...а кто/что есть Вы? ...- Ду-Ра-К -... --> http://коляды-дар.рф




Количество пользователей, читающих эту тему: 0

0 пользователей, 0 гостей, 0 анонимных