Контакты: +7 917 555 96 05, info@magicbay.ru
Наши менеджеры работают для Вас с 13 до 21 часа ежедневно, кроме пятницы и субботы.
Войдите на сайт или
зарегистрируйтесь за минуту
Магазин Форум Контакты Статьи Новости Отзывы

Славянские, или вендские, руны

13.03.2013

Славянские руны – новодел или историческая реальность?

В настоящее время сохранилось крайне мало исторических источников, указывающих на происхождение славянских рун, и славянской дохристианской письменности в целом, в силу того, что долгое время на территории России и Европы господствовала норманнская теория возникновения Руси. Вкупе с фальсификацией исторических данных, немалую толику дегтя в создание общепринятых представлений об отсутствии древней славянской письменности, добавило и христианство, постулировавшее возникновение письменности только с приходом кириллицы. Те немногие источники, которые свидетельствуют о том, что письменность славянских народов все же существовала, причем в руническом исполнении, подвергаются сомнению и неоднозначному толкованию.

В качестве исторического примера можно привести летопись монаха Храбра, жившего в Болгарии в X веке, который писал: «Прежде убо словене не имеху письменъ, ну чъртами и резами чътеху и гатаахж погани сжще.» История сохранила также для нас имена арабских путешественников и торговцев, которые описывали особенности письма народа, с которым им приходилось контактировать во время торговых походов. Наиболее яркие записки, о своей поездке на Волгу в X веке оставил Ахмед Ибн-Фадлан, однозначно и красочно свидетельствовавший о существовании докириллической письменности. Другой путешественник и историк Массуди очень ярко описывал древние храмы, встречавшиеся на его пути и знаки, высеченные на идолищных камнях.

Одно из самых, пожалуй, значимых свидетельств, раскрывающих тайну существования славянских рун, оставлено историком Титмаром (епископ Мерзебургский), жившем в X-XI в. в хрониках, хранящихся ныне в саксонской земской библиотеке города Дрездена. Он описывал славянский храм Ретры, стоявший на земле балтийских вендов, на идолах которых были выполнены надписи, не принадлежащие к германским рунам.

В настоящее время в результате археологических следований были также найдены артефакты, на которых были особые письмена, которым было присвоено название вендских рун или рун Ретры (по первоисточнику их обнаружения). К ним относятся: Микоржинские камни (Польша), памятники, найденные на территории современной Литвы, Белоруссии и Смоленской области. Сходные знаки были обнаружены на находках Черняховской культуры. Большинство этих памятников представляет собой предметы из кости (реже - дерева) с нанесенными на них надписями явно рунического начертания.

О том, что надписи являются славянскими, придерживаются и многие белорусские археологи и историки - например, А.А.Дучков. Однако, к сожалению, полный ряд славянских, или вендских, рун так и не был восстановлен в том виде, в каком бы он существовал в древности. Но современные исследователи, в первую очередь, писатель и деятель языческой культуры А. В. Платов, эзотерик и рунолог О. А. Синько, так или иначе, смогли восстановить рунический ряд, в основу которого был положен Старший Футарк, который, в свою очередь, и был родоначальником более поздних рун Ретры.

Значение славянских рун. Магия и философия

Славянские (вендские) руны являются одним из вариантов Старшего Футарка и, скорее всего, ведут свое происхождение от него. Однако, с точки зрения морфологии, слово «руны», предпочтительнее было называть «резами». Этимологические названия рун приводятся в соответствии с обозначениями, данными А. Платовым.

Значения рун

Вендский набор состоит из 18 рун, что является вполне закономерным с точки зрения сакральности числе «три» в славянской традиции. Так, существуют три «плоскости» мироздания «Навь – Явь - Правь». Человек как микрокосм также представляет собой сакральную «тройку» царств.

Первый ряд славянских рун состоит из: первоосновных базовых знаков: Есть, Уд, Даждьбог, Чернобог, Радуга, и Крада, и отображает царство Нави – сам энергетический «зародыш» жизни в мире Хаоса. Это царство не обладает той движущей силой, которая присуща процессам созидания, вектором построения жизни как таковой, а является всего лишь потенцией того, что может быть произведено и рождено.

Второй ряд славянских рун состоит из: Рок, Нужда, Исток, Сила, Опора, Перун. Этот ряд представляет структурирование силы хаоса в некий порядок, характеризует создание, эволюцию и реализации всего проявленного в мире Яви. Это – некий закон, который привносит Демиург в созданный им мир.

Третий ряд содержит руны Треба, Берегиня, Ветер, Белбог, Леля, Алатырь. Ряд характеризует мир Прави или, в субъективном восприятии, божественное проявление Духа, отражение сознания человека во взаимодействиях миров Смерти и Жизни, реализация духовного начала в единении с Божественным началом. Третий ряд – это, с другой стороны, карма, индивидуальный путь сознания, стремящийся к равновесию, принятию жизни, как преходящего процесса и смерти – как неизбежному, в конце которого наступает воссоединение с Духом.

О. Синько также выделяет вертикальные однопорядковые символы славянских рун в отдельную смысловую позицию:

  • Первая руна каждого ряда определяет источник и качество энергии, силу, с которым приходится иметь дело человеку
  • Вторая руна показывает каким образом происходит осознание этой силы с внутренним «я» индивидуума.
  • Третья руна выстраивает метод действия человека в соответствии с качеством той силы, с которой ему приходится иметь дело. Это характеристика его личных мотиваций.
  • Четвертая руна – проявление внутренней энергии человека, которую он прикладывает для работы с внешними качествами и ситуациями.
  • Пятая руна – это баланс между внешним миром и внутренним «я», благодаря которому индивидуум может обрести мощь.
  • Шестая руна – итоговое проявление процесса реализации.

Изготовление и использование славянских рун

Несмотря на то, что до нас по вполне объективным причинам, а именно, в силу долговечности, дошли практически только письмена, «резаные» на камнях, в современной практике рунические наборы изготавливают преимущественно на деревянных плашках. Это связано с тем, что, во-первых, дерево наиболее «чутко» реагирует на качество энергии, привносимое мастером в сам символ, а во-вторых, легкость материала обуславливает его простоту в ношении и ритуалах бросания. Из всех пород деревьев наиболее аутентичными являются береза, как тотемическое дерево Руси и вообще славян, а также сосна - в силу своей андрогинности и энергетической насыщенности.

Как и при применении других рунных рядов, для практики раскладов славянских рун применим общий принцип, однако следует учитывать принцип троичности мировоззренческой системы.

Также Вендские руны можно использовать как настройки на архетипы (каналы) славянских языческих богов. В магическом же аспекте Вендские руны несколько отличаются от рун Старшего Футарка. С одной стороны, отражая архетипы божественных начал, они стоят ближе к природе, к материальному проявленному плану, более тождественны силам стихий. С другой – они менее конкретны, нежели Футарк, отражают некие энергетические качества и пути.

В любом случае, как и любой другой рунический ряд, Вендские руны требуют уважительного и бережного отношения, и не только потому, что они обладают магическими свойствами, но и потому, что отражают структуру Вселенной, являясь неотъемлемой частью нашего мироздания. А восприятие энергии рун дает понять, что природа, человек и Вселенная действуют в соответствии с разумными принципами – гармонией и равновесием.

 

© Стриглава, сайт «Магистериум», 2013г.

Использованная литература:
1. М. Гимбутас. «Балты. Люди янтарного моря» Изд. Центрполиграф , М. 2004г
2. Антон Платов «Славянские руны: два века исследований».
3. Эриль Олег Синько «Славянские руны». Изд. «Колесо Сансары», М. 2006г.
 

 

При копировании этой статьи или ее части ссылка на данную страницу обязательна.